В Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина 12 апреля состоялось открытие III Международной олимпиады школьников стран СНГ и Балтии по русскому языку. Она проводилась Министерством образования и науки Российской Федерации и Государственным институтом русского языка имени Пушкина при содействии Совета по русскому языку при Правительстве России и Министерстве иностранных дел.
В Олимпиаде приняли участие 84
школьника из 14 стран. Все ребята – ученики 9-12-х классов, победители
региональных конкурсов и национальных олимпиад по русскому языку.
Для многих школьников сам приезд в Москву и
участие в Олимпиаде – большая радость и награда за успехи в изучении русского
языка. За эту неделю ребята познакомились с достопримечательностями Москвы,
посетили Третьяковскую галерею, Оружейную палату, сходили на мюзикл и, конечно
же, приобрели много новых друзей из разных стран.
Проведение подобных мероприятий
становится хорошей традицией – первая олимпиада проходила 8-15 января 2002
года, в ней принял участие 101 школьник из 14 стран, вторая - 20-27 апреля 2003
года (86 учеников из 14 стран): теперь планируется проводить олимпиады для
школьников стран СНГ и Балтии каждый год.
«Сейчас русским людям тяжело жить
за пределами России, но нас может сплотить наше духовное богатство – русский
язык», - написала в экзаменационной работе Марьяна Аввакумова из Молдовы.
Эти соревнования организуются для
носителей языка, проживающих в бывших республиках СССР и обучающихся в русских
школах. Сейчас бывшие союзные страны - это суверенные государства, в которых
отношение к русскому языку не всегда однозначное. Например, в Эстонии в школе с
преподаванием на русском языке, этому предмету отводится только один (!) час в
неделю.
В Латвии, по словам Андрея
Ефремова, преподавателя из Риги, правительство не интересует русский язык, делается
вид, что этого языка как бы нет, хотя он есть и является родным для 40%
жителей.
Учительница из Таджикистана
Руниза Рамазанова рассказала, что хотя русский язык не является
государственным, но все – и таджики, и лица других национальностей общаются на
языке, который понятен всем – русском.
«Во всем постсоветском
пространстве русский язык является языком межнационального общения», - считает
почетный гость Олимпиады, заместитель министра образования Азербайджана Ирада
Гусейнова.
Несмотря ни на какие трудности,
учителя прививают своим ученикам любовь к русскому языку, к русской культуре.
Иначе чем объяснить такой высокий уровень знаний олимпийцев?
Десятиклассница Юля Фурман из Украины на конкурсе «Юный поэт» читала своё стихотворение, в которое вложила всю душу:
Колокольный
благовест,
Золотые
купола,
Мы пришли
из дальних мест.
Ты, Россия, нас ждала?
Мы с собою
привезли
Наше
знанье языка,
Язык
русский с Русью пусть
Свяжет нас
на все века.
Знание русского языка и умение им
владеть проверялись в два этапа. В первом туре участникам
предлагалось 13 заданий по различным разделам языка: фонетике, лексике,
грамматике, стилистике и другим разделам языка. Вот некоторые из них:
- дописать пословицы об учении, языке и речи и объяснить их смысл:
«Грамоте учиться всегда…», «В многословии не без…»;
-
привести как можно больше однокоренных слов к слову
«привет» и проиллюстрировать их примерами;
-
объяснить, случайно ли совпадение частей слова в словах
«композитор» и «компот», какое значение имеют эти части, привести слова с этими
компонентами;
- передать мысль М.В. Ломоносова, используя
современную терминологию: «Все согласные мягкие буквы… когда стоят перед
твёрдыми или на конце речения, не имея после себя самогласной, выговариваются
твёрдо, то есть б как п …» и т.д.
Многие ребята отмечали, что больше всего трудностей вызвали задания по фонетике, но справлялись с ними творчески. Например, надо было составить слова из следующих звуков [а], [т], [ч'], [а], [и], [ц]. Кроме ответа, запланированного экзаменаторами, - «читаться», «точиться» - многие школьники, удивив преподавателей, написали новое, популярное среди молодёжи слово «чатиться», то есть общаться в чате.
Большинству олимпийцев больше
понравился второй тур, так как при выполнении творческих
заданий можно было ярче проявить свои способности и таланты. Вот некоторые
задания:
- продолжить три мысли о русском
языке русского философа И.А. Ильина «И ещё один дар дала нам наша Россия: это
наш дивный, наш могучий, наш поющий язык...»;
- написать «Правила разговора»
для современников;
- доказать правильность обоих
утверждений: «И один в поле воин» и «Один в поле не воин».
Наибольший интерес вызвало
последнее задание – написать речь на тему «Я желаю счастья вам!», при этом
предлагалось порассуждать о том, что такое счастье, какое оно бывает, с чем его
можно сравнить, а также привести пример счастливого человека и
проиллюстрировать свою речь афоризмами, пословицами, поговорками.
Конкурсы, в которых можно было
принять участие по желанию и которые всегда вызывают большой интерес, готовил и
проводил «поющий профессор», председатель Российской ассоциации исследователей,
преподавателей и учителей риторики, руководитель кафедры риторики и культуры
речи Гос.ИРЯ Владимир Иванович Аннушкин.
На конкурсе «Юный поэт»
ребята читали стихи собственного сочинения на самые разные темы: о любви, о
Москве, о Пушкине, о красотах родной земли, о маме… 17 школьников стали
лауреатами в различных номинациях, все были награждены дипломами и памятными
подарками.
Первое место жюри решило не
присуждать никому. Второе место разделили Татевосова Ирина
(Грузия) и Смоляков Сергей (Беларусь), третье место заняли
Султанова Джамиля (Азербайджан) и Спиридовская Светлана (Латвия).
Конкурс «Юный оратор» проводился в форме соревнования публичных ораторов – участников Олимпиады, предложивших для выступлений собственные речи на разные темы. «Слово о безмолвии», «А что есть красота? И почему её обожествляют люди?», «Поощрить или наказать?», «Почему во всем мире учёный зарабатывает меньше бизнесмена?», «Нужно ли уметь прощать?», - эти и другие темы весьма заинтересовали ребят, а некоторые вызывали бурные дискуссии. 16 «юных ораторов» получили награды в номинациях: «за любовь к русскому слову», «за обаяние ритора», «за образность и проникновенность»… Весь зрительный зал активно поддерживал ораторов аплодисментами, задавал острые вопросы, вступал в полемику, оценивал выступающих. Приз зрительских симпатий получил Фарадж Аббасов из Азербайджана за интересные вопросы и оригинальные высказывания.
Первое место заняла Фурман Екатерина (Эстония), второе – Попова Дарья (Украина) и третье место - Туганбаева Линара (Киргизия).
На следующий день состоялась
торжественная церемония закрытия, сопровождавшаяся «раздачей слонов и
крокодилов», т. е. вручением дипломов и подарков участникам олимпиады, и,
конечно же, чествованием обладателей призовых мест и гран-при.
Итак, строгое, но справедливое
жюри назвало сначала «самых-самых», а потом… «самых-самых-самых».
Первое место
заняли: § Спиридовская
Светлана (Латвия) § Романтовский
Александр (Молдова) § Мельничук
Виктория (Беларусь) |
Второе
место: §
Заец Денис (Украина) §
Ячиченко Елена (Латвия) §
Баев Александр (Литва) |
Третье место: § Зернова Надежда (Узбекистан) § Базаров Павел (Эстония) § Султанова
Джамиля (Азербайджан) | |
Абсолютными чемпионами стали: | |||
§ Смоляков
Сергей (Беларусь) § Данилович
Мария (Беларусь) § Маев
Игорь (Казахстан) § Ерохина Елена (Казахстан) |
§ Гриценко
Наталья (Киргизия) § Рахим-заде
Карина (Таджикистан) § Разбойникова
Анастасия (Молдова) § Матусевич Евгений (Украина) |
Восьми
абсолютным победителям предоставлены стипендии и право на поступление без экзаменов
на полный курс обучения по специальности «Русский язык и литература» в вузы
России по направлению Министерства образования и науки РФ.
Победители
Олимпиады награждались ценными призами: мобильными телефонами, CD-плеерами,
музыкальными центрами и подарочными книгами.
© Игорь МАЕВ a.k.a. Enforcer.KZ; 2004 год E-mail: Enforcer.KZ@mail.ru (для писем лично автору сайта) Отдельное спасибо друзьям-олимпийцам за моральную поддержку и участие. |